Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделиться

Бузулук из окна операционной

Бузулук из окна операционной
Коровы вместо машин
Есть люди, для которых работа как отбывание наказания, причем возложенное на них ими самими. А есть те, для кого труд – смысл всей их жизни, призвание, предназначение, судьба. К категории именно этих счастливчиков, у которых работа и жизнь связаны воедино одной большой любовью, относится и Геннадий Иванович Нефедов.
Бузулучанином он стал в 1962 году, приехав в наш город жить и трудиться в межрайонной больнице после окончания самарского медицинского института. За плечами уже были три года работы по распределению в самарской области, поэтому в Бузулуке молодой хирург сразу начал активно оперировать.  
Любоваться городскими пейзажами и детально знакомиться с архитектурой Бузулука тогда доктору Нефедову было некогда – работа занимала большую часть его времени.
А своеобразным «экскурсионно-ознакомительным» маршрутом по  городу была для него дорога на работу.
- Вместо машин по центральным улицам колоннами ходили коровы, - с улыбкой вспоминает наш собеседник. – В то время население держало много крупного рогатого скота, который гоняли пастись за реку Самару, а обратно он «торжественно» шел по улице Комсомольской, расходясь в разные концы города, вплоть до Красного Флага через железнодорожные пути.
- Межрайонная больница вплотную соседствовала с базаром. Он весь по периметру был обставлен ларьками, принадлежащими разным колхозам. Сельчане привозили сюда и продавали все, что выращивали и производили, вплоть до разливного вина. Поражали цены. Тушку гуся можно было купить по 5-6 рублей за штуку, а тушка кролика стоила всего 3 рубля.
- Мы жили тогда на улице Куйбышева, и моя дорога на работу проходила через северные ворота базара, – рассказывает Геннадий Иванович. – Здесь стояли ряды колхозников, торгующих бараниной и грузовые машины из Уральска, продающие рыбу.
- Там, где сейчас магазин «Юбилейный» на улице Рожкова в 60-е годы домов не было, был пустырь, на котором располагались торговые мучные ряды.
Став невольным наблюдателем жизни бузулукского базара, Геннадий Иванович заметил и такую его особенность: продав свои сельхозпродукты, колхозники, уезжая домой, покупали в Бузулуке много хлеба и вещи. Были и курьезные наблюдения:
- Напротив межрайонки располагалась керосиновая лавка. Кроме керосина, в ней продавали денатурат, используемый некоторыми жителями не по назначению, для употребления внутрь.
- А рядом с этими торговыми рядами и ларьками возвышалось великолепное новое здание межрайонной больницы, построенное и предназначенное первоначально для гидромелиоративного техникума. Однако в 1961 году, в период, когда оно было уже возведено, но еще не передано техникуму, однажды ночью его захватила … администрация городской больницы.
В ответ на недоуменный вопрос Геннадий Иванович поведал поистине детективную историю из жизни нашего города:
- Старая больница располагалась в корпусах барачного типа. И ее главный врач Семен Борисович Косинский принял соломоново решение захватить новое здание под больницу. Он отдал распоряжение в ночное время совершить марш-бросок из старых корпусов в новый, тайно переселив больных, включая носилочных. Объект был взят без единого выстрела.
«А когда город проснулся, … прохожие с изумлением увидели свесившихся через подоконники, покуривающих людей в пижамах, а коих и в белых бинтах», - проиллюстрировал цитатой из своей опубликованной книги воспоминаний то сенсационное событие 1961 года наш собеседник.
Здание у больных отбирать не стали. Более того, оснастили его современным оборудованием и инструментарием, полностью соответствующим великолепному больничному корпусу с греческим фасадом.
- Бывшей городской больнице в новых стенах суждено было стать одним из лучших медучреждений Оренбуржья с межрайонными функциями. Решительные действия главного врача Косинского по захвату здания оправдали себя.
- Мы первыми в городе стали использовать металлические штифты в травматологии при переломах костей, - с гордостью говорит Геннадий Иванович.

Тополя-панфиловцы
Первопроходцем стал доктор Нефедов и в организации плановой и экстренной хирургической службы во вновь открытой в 1975 году медсанчасти НГДУ. Пришел он сюда в июне заведующим хирургическим отделением по приглашению своего старшего коллеги, главного врача этого медучреждения Руала Ивановича Веймера.
На всю медсанчасть работало тогда 5-6 хирургов. Поэтому иногда, в сезон отпусков, помимо полутора ставок ежедневных дневных смен в хирургическом стационаре, хирургу Нефедову приходилось дополнительно дежурить по ночам и в выходные до 7-8 раз в месяц.
А город, в котором он жил и на благо которого трудился, продолжал «изучать» преимущественно по видам из окон своего рабочего кабинета и операционной.
- Окна операционной выходили на пищеблок. Хорошо помню, как рано утром он зажигал свои огни, как приходили на работу повара.
- Вместо третьего и четвертого микрорайонов были поля. Пустынной была и территория вокруг новой медсанчасти. Все деревья там мы высаживали сами. Особой нашей заботой были окружены 28 тополей, посаженных хирургами и названных «панфиловцами» в честь героев-панфиловцев, оборонявших в годы Великой Отечественной войны Москву.

Радость и огорчение
На глазах Геннадия Ивановича поля стремительно превратились в современные городские микрорайоны. Город вырос, расширился, похорошел.
- Старую его, центральную и новую, более современную, части словно артерия соединил виадук. Все это вызывало радость и гордость за Бузулук и бузулучан.
Однако нотки ностальгии и сожаления присутствуют в рассуждениях Геннадия Ивановича Нефедова о днях вчерашнем и сегодняшнем нашего города.
- Современному Бузулуку не хватает бережного, культурного отношения горожан к тому месту, где мы живем. Больно смотреть, как ежегодное таяние снега весной обнажает рукотворные «подснежники» - груды мусора, демонстрирующие окружающим отсутствие культуры жителей города. Мы восхищаемся немцами, другими европейскими народами за порядок, дисциплину, организованность, не понимая, вероятно, что в основе всего этого лежит культура, уровень которой у нас, к сожалению, не так высок.
- Горько смотреть, как красивые девушки допускают в своем лексиконе мат, причем не где-то в кулуарах, а в общественных местах, на улице. Обидно наблюдать резкое расслоение общества, бомжей около мусорных баков.  
- Все-таки я – шестидесятник, - подытоживает наш разговор Геннадий Иванович. – Мне ближе и дороже 60-70 годы XX века, советское время, давшее миру Юрия Гагарина, Евгения Евтушенко; народу – полностью бесплатные образование и медицину; молодым специалистам – гарантированное государством получение жилья в течение 6 месяцев от начала работы.
- Если бы сегодня я мог что-то изменить в жизни нашего города, то, прежде всего, обратил бы внимание на ту архитектурную безвкусицу, которая  присутствует. В Бузулуке слишком большая плотность застройки, нет пространства, нет воздуха.
- Бузулукских художников попросил бы активнее отображать на своих полотнах великолепные памятники деревянного и каменного зодчества нашего города, чтобы успеть сохранить память о них.
- А еще я бы увековечил в названии одной из улиц города имя родоначальника хирургии в Бузулуке,
заслуженного врача РСФСР, знаменитого хирурга, в годы Великой Отечественной войны - начальника хирургического отделения эвакогоспиталя, располагающегося в здании современной школы №6, который спасал жизни не только наших бойцов, но и чехов - Михаила Степановича Иванова.
А мы в свою очередь хотим пожелать Геннадию Ивановичу Нефедову не разочароваться в реконструкции самого любимого им уголка города – Ленинского парка, по-прежнему иметь желание и возможность приходить отдыхать сюда вместе с супругой, с которой именно здесь они когда-то познакомились, часто любили бывать и с которой отметили уже золотую свадьбу.

Вера ДАРМОДЕХИНА

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами