Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделиться

Кибержизнь рядом с нами

Кибержизнь рядом с нами
В последних числах мая в Москве, в киберспортивном комплексе Yota Arena, состоялся гранд-финал Кубка России по киберспорту 2017, организованный Федерацией компьютерного спорта России. Его победителем в симуляторе настоящего футбола, действующего в рамках FIFA 17, стал представитель Футбольного Клуба «Оренбург» Кирилл Ординарцев, выигравший триста тысяч рублей из общего призового фонда соревнований в семь миллионов.

Будущее рождается сегодня

Четкие линии и рубежи эр, эпох и глобальных периодов в геологии, биологии и истории вырисовываются лишь по прошествии значительного промежутка времени после их появления. В реальности все новое всегда зарождается в недрах настоящего, прорастая из него незаметно, постепенно, не резко зачеркивая, а медленно отодвигая назад, в прошлое.
О будущем повествовали религии. Будущее прогнозируют, моделируют и предупреждают о нем писатели-фантасты, сценаристы и режиссеры в кинематографе. Гипотезы и предположения относительно будущего выстраивают и высказывают мыслители и ученые.
Летательные аппараты, подводные лодки, компьютеры, мобильные телефоны, диктофоны и видеосвязь давно из разряда фантастики перешли в реальность. Впереди телепортация, межгалактические полеты, полная роботизация жизни… Однако среди современных прогнозов на будущее все больше пессимистических и неблагоприятных для человечества. Это и экологическая катастрофа, и война машин, и страшные последствия результатов вмешательства в ДНК. Предупреждают футурологи и о надвигающемся на нас информационном рабстве, когда сознание людей будет формироваться виртуальной средой.
Уже сегодня мы с каждым днем все больше времени проводим в киберпространстве: социальные сети, кинотеатры от 3D до 9D, компьютерные игры. Но, оказывается, на самом деле виртуальная среда сейчас занимает более широкие рамки и границы, чем могут предположить многие наши сограждане.

Интеллектуальный спорт

Для большинства непосвященных интеллектуальными видами спорта безоговорочно являются шахматы и шашки. И вдруг в эфире Первого канала звучит новость о том, что футбольные клубы Российской футбольной Премьер-лиги соревнуются между собой не только на реальных футбольных полях, но и в киберпространстве. А кибер-футболист ФК «Оренбург» Кирилл «Aruhito» Ординарцев в гранд-финале Кубка России по кибер-спорту 2017 обыграл Антона «klenoff» Кленова из «Локомотива» со счетом 4:1.
- Когда наш клуб начал выступать в Российской футбольной Премьер-лиге, - рассказал нам по телефону менеджер коммерческого отдела ФК «Оренбург» (Газовик) Антон Липатов, - нам предъявили требование, чтобы от нашего клуба обязательно был представлен игрок в кибер-спорте. Мы провели конкурсный отбор и пригласили играть за наш клуб ульяновца Кирилла Ординарцева. Оренбуржцы на конкурсе тоже были представлены, но они конкуренции с кандидатами из других регионов не выдержали. В Оренбурге пока нет игроков такого уровня. Здесь есть свои клубы кибер-спорта, в которых занимаются более двухсот человек. Они тоже являются представителями Общероссийской общественной организации «Федерация компьютерного спорта России» (ФКС России), с помощью спонсоров проводят турниры. Но в масштабах страны и других регионов этого, к сожалению, мало.
С девятнадцатилетним Кириллом Ординарцевым нам удалось пообщаться в социальных сетях, он ответил на наши вопросы.
- На свой первый турнир я пришел в 2012 году и сразу попал в число лучших игроков своего города (Ульяновска - прим. ред.) После этого мне стало интересно попробовать себя на всероссийском уровне, и уже в 2013 году я попал в число лучших игроков России, заняв второе место на WCG Russia. Родители в основном меня поддерживали, но иногда были и недовольны, когда игра отвлекала от учебы.
В детстве, как и большинство остальных игроков, я занимался реальным футболом, играл вратарем. Но был маленького роста, так что здесь у меня ничего не получилось и вряд ли бы получилось, даже если бы я не ленился.
Моя нынешняя профессия - киберфутболист. Я планирую и дальше развиваться в этом направлении, а что будет после - посмотрим, может быть, останусь в этой сфере, может, попробую себя в футболе кем-то вроде скаута, увидим.
О победе на минувшем Кубке России Кирилл говорит как об одной из своих достигнутых целей.
- Но я все еще очень голоден до побед, как на российской сцене, так и на международной, - признается молодой, но уже именитый киберспортсмен. - Также хочется развить свою медийную составляющую.
Киберспорт сейчас развивается огромными темпами, и я думаю, это будет продолжаться. Все, что мы сейчас видим - только начало.
- На турнирах по киберспорту зачастую личное присутствие участников бывает необязательно, - знакомит нас с ситуацией менеджер ФК «Оренбург» Антон Липатов. - Но на том турнире, который состоялся в Москве, Кирилл присутствовал лично. Сегодня Федерация компьютерного спорта России относится к Министерству спорта РФ, и в компьютерном спорте можно получить даже звание мастера спорта. Это, если говорить о симуляторе настоящего футбола, действующего в рамках FIFA. А есть еще множество таких видов кибер-спорта, которые далеки от любых реальных видов спорта. Но даже сопряженный с реальным спортом киберфутбол - это не отзеркаливание настоящего спорта. В развитии кибер-спорта заинтересованы инвесторы, зрители. Для них это потенциально привлекательно. В киберспорте есть как индивидуальные игроки, так и командные виды, игра которых привлекательна для болельщиков. Игроки много часов проводят за играми, надеясь, что это занятие сможет стать для них профессиональным и принесет деньги. Но по факту только один процент из них добивается высоких результатов. Хотя в Москве в 2014 году в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма была даже открыта специализация «Теория и методика интеллектуальных видов спорта (киберспорт)» в рамках направления подготовки бакалавров «Физическая культура», профиль «Спортивная подготовка». В Америке кибер-спорт представлен еще и баскетболом, и их спортивные клубы уже показали, что классический спорт и кибер-спорт могут существовать вместе. Особенно перспективно и полезно это под одним брендом, когда у одного и того же клуба две разные аудитории болельщиков. Например, болельщики Кирилла Ординарцева изначально были далеки от спорта. Но, болея за него, от игры и развлечения они перешли к азарту настоящего футбола.
То, что киберспорт не уводит его участников от реалий жизни, а, наоборот, приобщает к ним, подтверждают люди как профессионально близкие к спорту, так и далекие от него.
Спортивный комментатор «Первого канала» Виктор Гусев, отвечая на вопросы журналистов портала CyberSport. ru, поддержал право кибер-спорта на существование и развитие:
- Я за все, чему можно придать статус соревнования. Ребята во все это играют. Бороться с этим невозможно, да и не надо. А вот направить в правильное русло - в этом есть большой смысл. Когда это не просто сидение в одиночестве перед компьютером, а выезд куда-то в составе команды, осознание себя частью какого-то коллектива, понимание того, что это действительно большое соревнование, за которым наблюдают люди. То есть придание этому статуса спорта - это очень здорово. Мой сын, играя в FIFA 17 на приставке, активно интересуется футболом. Например, я вдруг выясняю, что он знает о каких-то перестановках в «Манчестер Юнайтед» или «Челси», о которых я еще не в курсе. А он все про это знает, потому что использует этих футболистов в своей игре. Таким образом подогревается его интерес к большому футболу.

От игры к реальности

Бузулукский тележурналист Владимир Самойлов в киберфутбол не играет, но с виртуальной реальностью познакомился еще четырнадцатилетним подростком.
- Все начиналось с игровой приставки Dendy, когда приходилось конкурировать с родителями за доступ к телевизору. Игры были простенькие, с двухмерным изображением. Но мы взрослели. В городе открывались игротеки с новыми дорогими приставками. Играли там. Потом появились компьютеры. Производители игр для них стали создавать разнообразные жанры, сюжеты. Мне больше нравятся сюжетные игры. Но есть игры-симуляторы, максимально приближенные к реальности. Например, серия гоночных видеоигр Gran Turismo дает возможность игрокам из очень большого автопарка виртуально выбрать «автомобиль» в зависимости от производителя и года выпуска, принять участие в кибер-соревнованиях, ощутив на себе все нюансы вождения данной модели. Известны случаи, когда победители кибер-гонок становились затем реальными гонщиками.

Киберспорт и здоровье

Киберспорт набирает обороты. Число его поклонников и участников растет год от года. В 2016 году в Кубке России по киберспорту приняло участие пять тысяч шестьсот восемьдесят семь человек, а в 2017 году участников было уже около шести тысяч. Но как влияет увлечение виртуальной реальностью на здоровье киберигроков?
Взяв за основу то, что изначально нервная система будущих кибер-игроков является здоровой, а психика устойчивой, зададимся вопросом, может ли кибер-игра нанести вред киберспортсмену?
По данным, представленным на официальном сайте Федерации компьютерного спорта России, исследование влияния компьютерных игр на центральную нервную систему киберспортсменов показало выраженную активацию правого полушария по сравнению с левым в коре головного мозга, что редко встречается в традиционном образовании. Например, школьное обучение больше адресуется к левому полушарию, которое связано с вербальными функциями, счетом, логикой. А правое «образное» полушарие получает гораздо меньше внимания в школьной практике, и компьютерные игры могут восполнить этот пробел.
Но из-за отсутствия активной двигательной деятельности при длительном сидении за компьютером у кибер-спортсменов могут возникнуть заболевания опорно-двигательного аппарата и органов зрения. Поэтому в их тренировочный процесс рекомендовано включать общую физическую подготовку с упражнениями на укрепление опорно-двигательного аппарата, прежде всего мышц, отвечающих за укрепление осанки и формирование мышечного корсета, а также упражнения, направленные на воспитание умений расслаблять мышцы-антогонисты в процессе игровой соревновательной деятельности.
И, конечно же, в жизни любого человека всегда должна присутствовать золотая середина – в данном случае разумная мера соотношения миров реального и виртуального, киберпространства и пространства природного.

Вера ДАРМОДЕХИНА

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами