Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделиться

Медицинская помощь через экран

Медицинская помощь через экран
   Реформирование медицины, ее оптимизация, возможно, как и что-то другое новое, увы, неоднозначно воспринимаются и медиками, и пациентами, и вызывают много вопросов.  
   Вот и подписанный Президентом России закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации…"», который создает правовые основы использования телемедицины и вступает в силу с первого января 2018 года, пока ясен далеко не всем – вопросов с обеих сторон остается  значительно больше, чем радостного ожидания новых возможностей.

   В масштабах страны

   «Теле» означает «действие на большом расстоянии», поэтому одно из первых опасений, возникающих в связи с принятием нового документа – это возможное удаление реальной медицины от пациентов и замещение ее виртуальной медицинской помощью. Руководитель проекта «Здоровье Mail.ru» Евгений Паперный (выступая восьмого июня в Новосибирске на конференции «Секреты медицинского бизнеса») по этому поводу заявил, что подписание нового закона поможет только в одной Москве закрыть около десяти клиник, что, в свою очередь, сэкономит бюджетные средства…
   Однако даже если такого радикального последствия подписания нового закона не произойдет, пока очень многое остается непонятным, особенно - пациентам.
   Что включает в себя понятие «телемедицина»? Кого она преимущественно касается – врачей или пациентов? С какими врачами смогут консультироваться пациенты – со своими участковыми или с высококвалифицированными специалистами из крупных медицинских центров и кто будет нести ответственность за качество их лечения и его результаты?
   Прежде всего, закон предусматривает создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения - ЕГИСЗ, которая уже сейчас активно внедряется и со временем позволит взаимодействовать в электронной плоскости всем медицинским организациям и органам власти в сфере здравоохранения. ЕГИСЗ включает в себя формирование и ведение электронных медицинских карт и единые базы всех лиц, страдающих теми или иными заболеваниями, электронную отчетность и т. д. Бумажных медицинских карточек уже в скором времени на практике не будет совсем. Но у каждого пациента появится свой личный электронный кабинет, куда он сможет входить через сайт Госуслуг для ознакомления с результатами своего обследования или лечения. В будущем пациент сможет не только получать информацию, но и делать выписки из своей истории болезни, отслеживать статус медицинских тестов и многое другое.
   Предусматривает новый закон и возможность оказания медицинской помощи пациентам с применением телемедицинских технологий путем проведения консультаций и консилиумов врачами, обеспечивая их дистанционное взаимодействие.  
   Предполагает телемедицина и выдачу электронных медицинских заключений, справок и рецептов.
   А вот возможность дистанционной постановки диагноза и оказания прямой персональной медицинской помощи пациенту новый закон ограничивает. Хотя именно эту услугу больше всего ожидают от телемедицины ее потенциальные участники.
   Аргументы авторов закона против первичной теледиагностики – большая вероятность постановки ошибочного диагноза. Однако многие пациенты резонно сомневаются, настолько ли качественнее нынешняя диагностика при очном консультировании в рядовой поликлинике, когда современный врач зачастую ведет прием, не только не осматривая принимаемого им больного, но даже не поднимая глаз от карточки, так как должен успеть сделать сразу несколько записей, в том числе и в электронном виде.
   Не согласны с ограничением первичного диагностического консультирования пациентов в рамках телемедицины и разработчики телемедицинских сервисов. По их мнению, это тормозит развивать и использовать в полной мере множество современных диагностических технологий, а телемедицина только как общение он-лайн – вчерашний день. Тем более, современные технологии предполагают, что со временем в здравоохранении акцент будет сделан на раннюю диагностику и превентивную (предупреждающую, профилактическую) медицину, когда электронные системы будут позволять человеку контролировать свое здоровье на всех этапах его жизни.
   Эксперты не обходят стороной и экономическую составляющую телемедицины. Они полагают, что определенную выгоду от активного внедрения телемедицины, прежде всего, получат структуры добровольного медицинского страхования, так как число реальных визитов пациентов в медицинские учреждения по системе ОМС значительно сократится. А вот коммерческая медицина в новом телеварианте вряд ли будет заинтересована, так как очная повторная консультация стоит значительно дороже консультации виртуальной.

   В клиниках Бузулука

   Действительно, и в нашем городе в разных медицинских учреждениях готовность подключиться к новым технологиям телемедицины разная.  
   Заведующий Бузулукского наркологического диспансера Александр Юрьевич Унщиков пояснил:
- Пока мы работаем не в системе ОМС, поэтому строгих требований к внедрению у нас телемедицины нет. Но и мы на следующий год тоже планируем присоединиться к данному общероссийскому проекту. Все необходимое оборудование и интернет у нас для этого есть. Однако в силу специфики профиля нашей деятельности, скорее всего, телемедицина у нас будет развиваться в плоскости консультаций районных специалистов с областными, а не врача и пациента.
   Директор медицинского диагностического центра ООО «МРТ-БК» Татьяна Викторовна Сорокина рассказала:
- Мы являемся частью сети центров. Поэтому внутри сети уже активно используем возможности онлайн консультаций. Для более точной диагностики врачи взаимодействуют друг с другом по скайпу, принимают участие в видеоконференциях. В основном мы сотрудничаем в этой сфере с Москвой и Воронежем.
   Заведующая Бузулукским кожно-венерологическим диспансером Ирина Николаевна Воробьева отметила, что документооборот они уже осуществляют в ЕГИСЗе и следующим шагом в телемедицину для их медицинского учреждения станет выписка электронных больничных листов.  
- В настоящее время работу в единой государственной информационной системе мы осуществляем параллельно с заполнением бумажных носителей, - на вопрос о трудностях переходного периода отвечает Ирина Николаевна, - это сложно. И техника пока не совсем совершенна, программы иногда зависают. Но для нас телемедицина – это, прежде всего, общение «врач-врач», видеоконференции, вебинары. В основном мы общаемся с Оренбургом, но технически взаимодействовать возможно с любым городом России.
   Не пугает введение телемедицинских технологий и заместителя главного врача Бузулукской больницы скорой медицинской помощи по экспертизе временной нетрудоспособности Татьяну Николаевну Аминову:
- Мы готовы к тому, чтобы перейти на новый уровень телемедицины, вслед за электронным документальным оборотом. Все это возможно и вполне реально, это закономерный шаг вперед.
   Заместитель главного врача Бузулукской больницы скорой медицинской помощи по лечебной части Елена Николаевна Морошкина уточнила, что для их больницы телемедицина – это, прежде всего, возможность участвовать в профессиональных консилиумах.
- Особенно важно это бывает в тех случаях, когда рядом с пациентом, в «шаговой доступности», нет нужного специалиста. Консилиум в этой ситуации позволяет местному лечащему врачу обсудить с врачом-специалистом узкого профиля постановку диагноза, уточнить тактику лечения, программы дальнейшего ведения больного и его реабилитации.
Проведение консультаций и консилиумов для врачей очень важно. Например, у нас нет каких-то технологий или у больного редкое заболевание – все можно напрямую уточнить у знающих специалистов.
Уже сегодня мы с ними можем общаться напрямую. Есть график консультаций всех узких специалистов разных российских больниц. У нас установлена линия прямой связи с защищенным каналом, которой может воспользоваться любой врач, чтобы прийти и проконсультироваться по какому-то сложному вопросу.
Внедрена уже интернет-связь и для консультирования по документам. С Новосибирском мы консультируемся по кардиологии, с Тюменью – по нейрохирургии. Очень многие федеральные центры сегодня имеют онлайн приемные и для врачей, и для пациентов.
У нас был случай, когда поступил очень тяжелый ожоговый пациент – у него был ожог верхних дыхательных путей. Больной нетранспортабельный. Мы связались с Нижним Новгородом, где в ожоговом центре есть специализированное отделение именно для таких пациентов. И в режиме онлайн связи нам провели консультирование - совместно наши и нижегородские врачи выработали приемлемую для этого случая тактику ведения больного. Горячая линия оказалась настолько эффективной, что наш пациент выжил, в то время как статистика выживаемости и летальности в данных случаях составляет один к ста.
Мы активно работаем в единой государственной информационной системе. Пока это касается документооборота. Но уже 2018 год может стать последним, когда нам приходится дублировать записи на бумажных и электронных носителях, и мы будем работать полностью в электронном информационном пространстве.
При внедрении этой системы сложность была в человеческом факторе – нужна была раскачка… Есть свои нюансы и технические проблемы с Интернетом.
Тем не менее, спустя первые полгода работы в новой электронной системе сейчас мы заполняем все необходимые документы уже за пять – семь минут. А должны научиться – за одну - две. Глаза боятся, а руки делают.
Всегда во всем новом есть разумное звено. Возможно, телемедицина у нас сегодня несовершенна, но есть положительный опыт наших соседей.
В Башкирии уже пять лет работают в ЕГИСЗе, и у них на данный момент бумаг уже нет.
У нас сейчас тоже создается централизованный архив снимков, включающий в себя данные с рентгеновского аппарата, флюорографа, аппаратов УЗИ, томографа, ангиографа и пульмоскана. Пациентам не надо будет приезжать забирать результаты, то есть на руки со временем выдаваться совсем ничего не будет.
Если говорить о телемедицине в плоскости «врач-пациент», то их прямое общение пока возможно только со специалистами крупных федеральных центров. Хотя такие онлайн консультации никогда не заменят простых методик обследования и диагностики, проводимых в первичном звене медицины – в поликлиниках.

Вера ДАРМОДЕХИНА

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами