Медицинская помощь через экран
Реформирование медицины, ее оптимизация, возможно, как и что-то другое новое, увы, неоднозначно воспринимаются и медиками, и пациентами, и вызывают много вопросов.Вот и подписанный Президентом России закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации…"», который создает правовые основы использования телемедицины и вступает в силу с первого января 2018 года, пока ясен далеко не всем – вопросов с обеих сторон остается значительно больше, чем радостного ожидания новых возможностей.
В масштабах страны
«Теле» означает «действие на большом расстоянии», поэтому одно из первых опасений, возникающих в связи с принятием нового документа – это возможное удаление реальной медицины от пациентов и замещение ее виртуальной медицинской помощью. Руководитель проекта «Здоровье Mail.ru» Евгений Паперный (выступая восьмого июня в Новосибирске на конференции «Секреты медицинского бизнеса») по этому поводу заявил, что подписание нового закона поможет только в одной Москве закрыть около десяти клиник, что, в свою очередь, сэкономит бюджетные средства…
Однако даже если такого радикального последствия подписания нового закона не произойдет, пока очень многое остается непонятным, особенно - пациентам.
Что включает в себя понятие «телемедицина»? Кого она преимущественно касается – врачей или пациентов? С какими врачами смогут консультироваться пациенты – со своими участковыми или с высококвалифицированными специалистами из крупных медицинских центров и кто будет нести ответственность за качество их лечения и его результаты?
Прежде всего, закон предусматривает создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения - ЕГИСЗ, которая уже сейчас активно внедряется и со временем позволит взаимодействовать в электронной плоскости всем медицинским организациям и органам власти в сфере здравоохранения. ЕГИСЗ включает в себя формирование и ведение электронных медицинских карт и единые базы всех лиц, страдающих теми или иными заболеваниями, электронную отчетность и т. д. Бумажных медицинских карточек уже в скором времени на практике не будет совсем. Но у каждого пациента появится свой личный электронный кабинет, куда он сможет входить через сайт Госуслуг для ознакомления с результатами своего обследования или лечения. В будущем пациент сможет не только получать информацию, но и делать выписки из своей истории болезни, отслеживать статус медицинских тестов и многое другое.
Предусматривает новый закон и возможность оказания медицинской помощи пациентам с применением телемедицинских технологий путем проведения консультаций и консилиумов врачами, обеспечивая их дистанционное взаимодействие.
Предполагает телемедицина и выдачу электронных медицинских заключений, справок и рецептов.
А вот возможность дистанционной постановки диагноза и оказания прямой персональной медицинской помощи пациенту новый закон ограничивает. Хотя именно эту услугу больше всего ожидают от телемедицины ее потенциальные участники.
Аргументы авторов закона против первичной теледиагностики – большая вероятность постановки ошибочного диагноза. Однако многие пациенты резонно сомневаются, настолько ли качественнее нынешняя диагностика при очном консультировании в рядовой поликлинике, когда современный врач зачастую ведет прием, не только не осматривая принимаемого им больного, но даже не поднимая глаз от карточки, так как должен успеть сделать сразу несколько записей, в том числе и в электронном виде.
Не согласны с ограничением первичного диагностического консультирования пациентов в рамках телемедицины и разработчики телемедицинских сервисов. По их мнению, это тормозит развивать и использовать в полной мере множество современных диагностических технологий, а телемедицина только как общение он-лайн – вчерашний день. Тем более, современные технологии предполагают, что со временем в здравоохранении акцент будет сделан на раннюю диагностику и превентивную (предупреждающую, профилактическую) медицину, когда электронные системы будут позволять человеку контролировать свое здоровье на всех этапах его жизни.
Эксперты не обходят стороной и экономическую составляющую телемедицины. Они полагают, что определенную выгоду от активного внедрения телемедицины, прежде всего, получат структуры добровольного медицинского страхования, так как число реальных визитов пациентов в медицинские учреждения по системе ОМС значительно сократится. А вот коммерческая медицина в новом телеварианте вряд ли будет заинтересована, так как очная повторная консультация стоит значительно дороже консультации виртуальной.
В клиниках Бузулука
Действительно, и в нашем городе в разных медицинских учреждениях готовность подключиться к новым технологиям телемедицины разная.
Заведующий Бузулукского наркологического диспансера Александр Юрьевич Унщиков пояснил:
- Пока мы работаем не в системе ОМС, поэтому строгих требований к внедрению у нас телемедицины нет. Но и мы на следующий год тоже планируем присоединиться к данному общероссийскому проекту. Все необходимое оборудование и интернет у нас для этого есть. Однако в силу специфики профиля нашей деятельности, скорее всего, телемедицина у нас будет развиваться в плоскости консультаций районных специалистов с областными, а не врача и пациента.
Директор медицинского диагностического центра ООО «МРТ-БК» Татьяна Викторовна Сорокина рассказала:
- Мы являемся частью сети центров. Поэтому внутри сети уже активно используем возможности онлайн консультаций. Для более точной диагностики врачи взаимодействуют друг с другом по скайпу, принимают участие в видеоконференциях. В основном мы сотрудничаем в этой сфере с Москвой и Воронежем.
Заведующая Бузулукским кожно-венерологическим диспансером Ирина Николаевна Воробьева отметила, что документооборот они уже осуществляют в ЕГИСЗе и следующим шагом в телемедицину для их медицинского учреждения станет выписка электронных больничных листов.
- В настоящее время работу в единой государственной информационной системе мы осуществляем параллельно с заполнением бумажных носителей, - на вопрос о трудностях переходного периода отвечает Ирина Николаевна, - это сложно. И техника пока не совсем совершенна, программы иногда зависают. Но для нас телемедицина – это, прежде всего, общение «врач-врач», видеоконференции, вебинары. В основном мы общаемся с Оренбургом, но технически взаимодействовать возможно с любым городом России.
Не пугает введение телемедицинских технологий и заместителя главного врача Бузулукской больницы скорой медицинской помощи по экспертизе временной нетрудоспособности Татьяну Николаевну Аминову:
- Мы готовы к тому, чтобы перейти на новый уровень телемедицины, вслед за электронным документальным оборотом. Все это возможно и вполне реально, это закономерный шаг вперед.
Заместитель главного врача Бузулукской больницы скорой медицинской помощи по лечебной части Елена Николаевна Морошкина уточнила, что для их больницы телемедицина – это, прежде всего, возможность участвовать в профессиональных консилиумах.
- Особенно важно это бывает в тех случаях, когда рядом с пациентом, в «шаговой доступности», нет нужного специалиста. Консилиум в этой ситуации позволяет местному лечащему врачу обсудить с врачом-специалистом узкого профиля постановку диагноза, уточнить тактику лечения, программы дальнейшего ведения больного и его реабилитации.
Проведение консультаций и консилиумов для врачей очень важно. Например, у нас нет каких-то технологий или у больного редкое заболевание – все можно напрямую уточнить у знающих специалистов.
Уже сегодня мы с ними можем общаться напрямую. Есть график консультаций всех узких специалистов разных российских больниц. У нас установлена линия прямой связи с защищенным каналом, которой может воспользоваться любой врач, чтобы прийти и проконсультироваться по какому-то сложному вопросу.
Внедрена уже интернет-связь и для консультирования по документам. С Новосибирском мы консультируемся по кардиологии, с Тюменью – по нейрохирургии. Очень многие федеральные центры сегодня имеют онлайн приемные и для врачей, и для пациентов.
У нас был случай, когда поступил очень тяжелый ожоговый пациент – у него был ожог верхних дыхательных путей. Больной нетранспортабельный. Мы связались с Нижним Новгородом, где в ожоговом центре есть специализированное отделение именно для таких пациентов. И в режиме онлайн связи нам провели консультирование - совместно наши и нижегородские врачи выработали приемлемую для этого случая тактику ведения больного. Горячая линия оказалась настолько эффективной, что наш пациент выжил, в то время как статистика выживаемости и летальности в данных случаях составляет один к ста.
Мы активно работаем в единой государственной информационной системе. Пока это касается документооборота. Но уже 2018 год может стать последним, когда нам приходится дублировать записи на бумажных и электронных носителях, и мы будем работать полностью в электронном информационном пространстве.
При внедрении этой системы сложность была в человеческом факторе – нужна была раскачка… Есть свои нюансы и технические проблемы с Интернетом.
Тем не менее, спустя первые полгода работы в новой электронной системе сейчас мы заполняем все необходимые документы уже за пять – семь минут. А должны научиться – за одну - две. Глаза боятся, а руки делают.
Всегда во всем новом есть разумное звено. Возможно, телемедицина у нас сегодня несовершенна, но есть положительный опыт наших соседей.
В Башкирии уже пять лет работают в ЕГИСЗе, и у них на данный момент бумаг уже нет.
У нас сейчас тоже создается централизованный архив снимков, включающий в себя данные с рентгеновского аппарата, флюорографа, аппаратов УЗИ, томографа, ангиографа и пульмоскана. Пациентам не надо будет приезжать забирать результаты, то есть на руки со временем выдаваться совсем ничего не будет.
Если говорить о телемедицине в плоскости «врач-пациент», то их прямое общение пока возможно только со специалистами крупных федеральных центров. Хотя такие онлайн консультации никогда не заменят простых методик обследования и диагностики, проводимых в первичном звене медицины – в поликлиниках.
Вера ДАРМОДЕХИНА