Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделиться

Привилегии их профессии и секреты семейного счастья

Привилегии их профессии и секреты семейного счастья
   Общий трудовой стаж династии Зенькович составляет сто семьдесят один год. И это в профессии, которая требует полнейшей отдачи и выкладки всех физических, эмоциональных и энергетических человеческих ресурсов и, увы, год от года теряет тот престиж и популярность, которые были ей присущи изначально и вплоть до постсоветского времени. Зенькович - учителя.

   Династия педагогов, зародившаяся в советское время, была неудивительна тем, что в образование тогда шли по-настоящему очень талантливые люди, с неординарным мышлением, массой творческих способностей и организаторским талантом. Работа педагога, учителя была в те годы очень уважаемой в обществе. Но и авторитет личности учителя был небезосновательным – учителя своей профессией и своей работой жили (не в плане «кормились» ее оплатой, как могут понять сегодня юные, а «растворялись» в ней, посвящая ей массу своего личного времени).
   Родоначальником сугубо женской (на данный момент) династии педагогов Зенькович стала Людмила Егоровна (в девичестве Карева), но фамилию династии дал мужчина – отец ее супруга Сергей Павлович Зенькович, учитель математики, уроженец Белоруссии, проживающий затем в Пятигорске.
   Его сын по стопам отца не пошел, выбрав своей профессией медицину и проработав всю жизнь хирургом. А вот сноха Людмила смогла не только сама себя найти и реализовать в профессии учителя, но и без каких-либо особых усилий привить и передать любовь к ней двум своим дочерям. И Ольга Павловна и Елена Павловна Зенькович стали педагогами.
   Профессиональную судьбу бабушки и мамы выбрала и внучка Людмилы Егоровны, дочь Ольги Павловны Елена Владимировна Зенькович (в замужестве Карабина).
   Но, несмотря на то, что уже три поколения династии Зенькович выбрали сферой своей деятельности образование, никакой целенаправленной профессиональной подготовкой в их семье никто не занимался.
   Просто очень многие наши личностные качества, убеждения и предпочтения формируются в семье, на примере образа жизни и стиля поведения родителей. Именно семья и, более того, основательница династии Людмила Егоровна Зенькович, сыграла решающую роль в том, что профессия учителя не стала уделом лишь ее одной жизни, но была избрана и ее дочерьми.
   Родившись в Бузулуке, Людмила Егоровна любила и свой город, и его жителей. Любила она и свою профессию, свой учебный предмет, своих учеников. И вся эта любовь не могла не транслироваться окружающим, она излучала и свет, и добро и, словно магнетизмом, притягивала в свою сферу тех, кто оказывался рядом.
   Отработав один год после окончания Оренбургского педагогического института в 1956 году в Курманаевке, Людмила Егоровна всю свою дальнейшую профессиональную жизнь посвятила бузулукским школьникам.
   Тридцать один год ее трудовой биографии принадлежит школе №4, открывшейся на улице Гая в сентябре 1957 года и переименованной в августе 1963 года в неполную среднюю школу №5. Здесь она работала учителем географии и около пятнадцати лет завучем. Эта школа стала для Людмилы Егоровны поистине вторым домом. И зачастую границы и стены двух ее домов были практически «прозрачными».
- К маме домой приходили ученики, - вспоминает время своего детства Елена Павловна. - Мы ходили к ней в школу, участвовали в школьных мероприятиях. Мы практически работали вместе с мамой, были причастны к ее работе. Там, где была мама с детьми, мы были там.
- На каникулах мы со школьниками ездили в разные города. Где могла, везде брала с собой своих детей, - признается сегодня Людмила Егоровна.
- Мы жили среди учителей, - рассказывает о своем детстве Ольга Павловна. - Это умные, грамотные люди. Мы боготворили их. Коллектив школы №5 был очень дружным, они дружили семьями. А нас маленьких уважали.
   Супруг Людмилы Егоровны, папа девочек своих хирургических пациентов домой, разумеется, не приглашал, да и рассказывать о работе хирурга двум юным леди было не очень целесообразно. Поэтому неудивительно, что идеалом профессиональной деятельности для них стал труд их мамы.
- Девочки, глядя на меня, играли и с куклами, и с подружками в школу, - говорит Людмила Егоровна, - раздавали им тетради, карандаши…
   Об этом же вспоминает и Ольга Павловна:
- Мы рассаживали мишек, кукол и играли в школу.
   И обе, теперь уже взрослые и состоявшиеся, как в жизни, так и в профессии, дочери учительницы географии Зенькович, не сговариваясь, отдельно друг от друга произносят одну и ту же фразу:
- Роль в моем выборе профессии сыграла мама.
- Других вариантов не было, - признается Елена Павловна. – А еще более утвердиться в правильности выбора профессии мне помогла бывшая ученица моей мамы, ставшая потом моей учительницей русского языка и литературы, Нина Александровна Чистякова (в девичестве Золотых). Ее уроки, организованные ей походы еще больше убедили меня в том, что выбор профессии сделан мной верно.
   Не забывает своих учителей и Ольга Павловна.
- Мы до сих пор регулярно созваниваемся с моей учительницей математики Ниной Васильевной Бирюковой, поездки с которой на велосипедах невозможно забыть до сих пор.
   И Елена Павловна, и Ольга Павловна Зенькович окончили Оренбургский педагогический институт, филологический факультет, получив специальность учителей русского языка и литературы. Елена Павловна со временем получила еще и второе высшее образование по педагогической психологии.
   Ольга Павловна, будучи школьной вожатой, училась без отрыва от работы. До сих пор работает в школе. С 1989 года постоянным местом ее трудовой деятельности стала СОШ №3, в которой с 2002 года она – завуч по воспитательной работе. Как и в молодости, по-прежнему «горит» на работе, с воодушевлением рассказывает о своих учениках, новых проектах и школьных событиях. И этот учебный год первый, когда у нее нет учебных часов. А вот классное руководство в 8«А» по производственной необходимости взять пришлось.
- Я счастлива, что нужна детям, - говорит Ольга Павловна. – На провинившихся стараюсь не кричать, а поговорить с ними и попытаться разобраться. У современных учеников есть и чему поучиться.
   Елена Павловна, поработав учителем и «попробовав» себя в комсомольской деятельности, окончательно свое призвание нашла в психологии. Работала педагогом-психологом в школе и в диагностическом центре при Управлении образования Бузулука.
- Начав работать психологом, сразу поняла, что это – моё, - говорит Елена Павловна. – Школьный класс – это коллектив. А мне ближе индивидуальная работа. Здесь непосредственно общаешься с конкретным человеком, получаешь удовлетворение, что ребенку стало лучше. Видны результаты.
   Удивительно, но повзрослев и став педагогами, живя уже совершенно в другое время, дочери Людмилы Егоровны Зенькович смогли и в своей жизни добиться той же гармонии и того единства двух очень разных пространств – школы, их рабочей площадки, и дома, который так и не стал для них «крепостью».
- Я росла в учительской среде, - рассказывает о своем детстве внучка Людмилы Егоровны, дочь Ольги Павловны Елена Владимировна Карабина. – Дома всегда были мамины ученики. Вместе с ними я ходила в походы, участвовала во всех школьных мероприятиях.
   И вполне закономерно, что Елена Владимировна своей профессией выбрала тоже учительскую стезю.
- В Бузулукский педагогический колледж я поступала с гордостью, - признается она. - После одиннадцатого класса взяли сразу на третий курс. И уже летом, во время практики в детском оздоровительном лагере в Партизанке, когда мне дали отряд, и он во многих конкурсах занимал призовые места, я полностью подтвердила для себя правильность сделанного профессионального выбора.
- Внучка окончила педколледж с отличием, - с гордостью говорит Людмила Егоровна.
   Сегодня Елена Владимировна Карабина успешно работает в школе №3, обучая начальным знаниям учащихся третьего класса. С воодушевлением занимается развитием школьного музея и воспитанием на его базе учеников школы. Выезжает в другие города на семинары, форумы и курсы. А также, без отрыва от работы, получает высшее профессиональное образование по своей специальности «учитель начальных классов».
   Более того, она и своих двух деток – восьмилетнего Тимофея и шестилетнюю Марусю с раннего детства приобщает к своей профессиональной деятельности, не устанавливая для них какого-либо возрастного ценза.
- Стараюсь брать их на наши школьные мероприятия, - говорит Елена Владимировна. – А вечерами мы с ними втроем садимся за большой стол, и каждый занимается своим делом: я готовлюсь к урокам и проверяю тетради своих учеников, Маруся выполняет задания по подготовке к школе, а первоклассник Тимофей делает свои уроки и помогает Марусе.
   И в этом единстве всей жизни взрослых и детей, а не просто в достаточном количестве их общения (что на сегодняшний день тоже является довольно редким и ценным явлением), видится рецепт крепких дружеских взаимоотношений между разными поколениями, сохранения семейных и нравственных ценностей, а проще говоря, обычного человеческого счастья.
   Правда, здесь есть еще, как минимум, два условия, необходимых для установления этой профессионально-семейной гармонии.
- Все это, - считает Елена Владимировна, - оказывается возможным при поддержке семьей. Муж меня понимает.
   О поддержке семьи вспоминает и основательница династии Людмила Егоровна:
- Воспитывать двух дочек мне помогали и муж, и мама с папой.
   Но даже при поддержке семьей и близкими никакой гармонии ни за что не возникнет при равнодушном отношении взрослых к своей профессии.
- В нашей профессии важно любить детей, - говорит Елена Карабина, - тогда и «бумажная волокита» не так негативно будет восприниматься. У нас в работе много общения, каждый раз открываешь для себя что-то новое. Вместе с учениками и их родителями преодолеваем возникающие порой трудности. А школьный предмет «технология», например, позволяет получать такие результаты труда, которые очень поднимают настроение и мне, и моим ученикам, и их родителям, когда дети дарят им подарки, выполненные собственноручно.
- Надо любить детей, не кричать на них, а с уважением относиться и к ним, и к их родителям, - убеждена и педагог с пятидесятилетним (без шести месяцев) педагогическим стажем Людмила Егоровна Зенькович. Даже если ученик «плохой», надо стараться найти в нем хорошее.
Видимо, только очень любя свою профессию, можно говорить не просто о ее «плюсах», но о привилегиях, о которых рассказала нам Ольга Павловна.
- Когда Елена выбирала свою будущую профессию, я объяснила ей, какая замечательная привилегия есть у учителей. Летом, в дни школьных каникул, когда родители школьников, имеющие другие профессии, усиленно думают над тем, куда пристроить ребенка, чтобы он был под контролем, учитель всегда может взять своих детей с собой и на работу в детский лагерь, и в туристическую поездку с классом.
   И это главная особенность и отличительная черта всех представителей династии педагогов Зенькович – видеть в своей профессии преобладание «плюсов» над «минусами», любви и преодоления над трудностями, постоянного развития и творчества над рутиной и обыденностью.
   И кто знает, может быть, Тимофей или Мария Карабины, подойдя к порогу своей юности, тоже захотят связать свою профессиональную жизнь с образованием, продолжив династию тогда уже Зенькович - Карабиных.

Вера Дармодехина

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами