Социальный портрет микрофинансового заемщика
Каждая эпоха и даже каждое десятилетие примечательны своими особенностями. Десятые годы двадцать первого века, которые у нас сегодня «за окном», отличились макроскопическим ростом микрофинансовых организаций, которые в «выгодных» местах дислоцируются порой с менее чем десятиметровой дистанцией друг от друга.«Срочно деньги», «Честно деньги», «Быстро деньги», «Сразу деньги», «Всем деньги», «Почти даром деньги» - такие или подобные им вывески как-то уж слишком навязчиво бросаются в глаза в самых людных местах и нашего, в том числе, города.
Кто обращается сюда за финансовой помощью? Есть ли какая-то закономерность в том, кто по полу, возрасту и социальному положению чаще всего берет в долг у микрофинансовых «помощников»? И действительно ли эти организации так востребованы у наших сограждан?
Бузулукская реальность
С этими вопросами мы решили обратиться напрямую к специалистам разных микрофинансовых организаций, работающих в Бузулуке.
В одних офисах МФО нас встречали так, будто мы являемся не их потенциальными клиентами (что было бы логичнее и разумнее), а просто какими-то безнадежными должниками, с которыми можно разговаривать исключительно менторским тоном. В других – мило улыбались, но «рассекречивать» общие социальные характеристики своих заемщиков отказывались.
Тем не менее, посетив достаточное количество подобных организаций, мы смогли узнать много интересного.
Во-первых, микрофинансовые организации разделились по какому-то совершенно неясному основанию на те, где заемщиками преимущественно являются работающие граждане и те, где это – пенсионеры. Более того, о последних отзывы финансистов оказались более чем нелестные.
- Пенсионеры очень часто оказываются аферистами, - с грустной иронией поведали нам финансовые специалисты. - Везде понаберут займов и нигде затем не платят. В основном – это женщины, примерно семидесяти лет. Сначала улыбаются, а потом оставленные ими контакты оказываются недоступными. Если мы до них и дозваниваемся, то они начинают кричать, что им сейчас некогда говорить или смело советуют нам подавать на них в суд. А еще бывают случаи, когда пенсионеры, оформившие займ или даже не один, умирают…
- Среди заемщиков много работников социальной сферы – детских садов, больниц. Приезжают жители деревень, которые, кстати, оказываются более ответственными, чем многие горожане. А внешность и благонадежность часто совершенно не совпадают.
- Много займов берет сегодня молодежь 1997, 1998 и 1999 годов рождения. Информацию о работе они предоставляют ложную и в итоге их займы и проценты по ним в восьмидесяти процентах случаев оплачивают их родители.
Специалисты бузулукских микрофинансовых организаций убедили нас в том, что наши земляки берут займы, будучи достоверно и полностью проинформированными и о процентах по ним, и о возможных рисках.
- Многие замужние женщины берут займы тайком от мужей. Мужчины берут реже, боятся… Довольно много наших клиентов стесняется оглашения самого факта получения займа в МФО, не дает телефоны родственников по этой причине. Но, как мы потом выясняем, очень часто в таких случаях родственники сами уже являются нашими клиентами.
О том, как трудно выживать в современных российских условиях среднестатистическому пенсионеру, понятно всем.
А вот основной причиной, по которой в микрокредитные организации вынуждены идти за финансовой помощью работающие бузулучане, специалисты называют необходимость гражданам вовремя погашать кредиты в банках и невозможность сделать это по причине задержки зарплаты.
- Люди боятся просрочить платеж по кредиту в банке и обращаются к нам. Но и нам вовремя вернуть долг у них не получается. Многие погашают сначала проценты, а потом уже сам долг.
И такие ситуации у многих повторяются месяцами. Получается замкнутый круг.
Именно поэтому, а в основе своей - по причине очень непростой экономической ситуации в нашей стране клиентов у микрофинансовых организаций сегодня вполне хватает. Тем не менее, периодически многие из них устраивают еще и «акции» «Приведи друга!»…
Но, может быть, так грустно все только в нашем маленьком провинциальном городке?
Общероссийская действительность
Оказывается, крупные общероссийские «киты» микрофинансирования не только не скрывают информацию о своих среднестатистических клиентах, но даже открыто публикуют ее.
Так, согласно статистике одной из них, свободно размещенной в Интернете, большинство их заемщиков – женщины (шестьдесят семь процентов). Шестьдесят пять процентов заемщиков в возрасте от тридцати одного до пятидесяти лет. Большую часть клиентов составляют работники сфер обслуживания и торговли – двадцать семь процентов, а также офисные сотрудники – двадцать два процента. Водители, строители и разнорабочие занимают долю в пятнадцать процентов. При этом четырнадцать процентов заемщиков занимаются предпринимательской деятельностью. Доля работников бюджетной сферы среди всех клиентов компании составляет одиннадцать процентов.
Получается, что клиентами даже крупных микрофинансовых организаций, базирующихся в Москве, являются самые обычные российские граждане, которые трудятся, платят налоги, воспитывают детей. Они работают, но не зарабатывают на свою жизнь, которая с каждым днем становится все дороже.
Об этом свидетельствует и тот факт, что за последние годы в целом по стране изменились основные цели получения микрозаймов. Если до настоящего кризиса чаще всего люди брали займы на ремонт квартиры или дачи, а вторым пунктом по популярности шли неотложные нужды, то сейчас россияне вынуждены занимать средства преимущественно на предметы первой необходимости - покупку одежды, питания и на медицинское обслуживание. Доля таких займов резко возросла.
Финансовые аналитики не стесняются сегодня говорить о том, что рост числа повторных займов в микрофинансовых организациях России вызвано не экономической активностью населения, а его обеднением.
Больше всего повторных займов выдают в Москве и Московской области, а также в Центральном федеральном округе. Доля повторных займов существенно возросла и для Приволжского, Уральского, Центрального и Южного федеральных округов.
Вера Дармодехина