Сливочное масло на завтрак королю
Чиновники, предлагая вдвое (с нынешних льготных 10% до новой нормы в 20%) увеличить ставку НДС на продукцию с заменителями молочного жира, думают уже не о майском указе. Они откровенно лоббируют интересы производителей молока. Все происходит по Марку Твену: «Когда цель скрылась из наших глаз, мы удвоили усилия». Указ среди прочих выдвигает и такую, с социальной точки зрения едва ли не важнейшую цель, как борьба с бедностью. Бедность — это не только низкий уровень доходов, это скудный набор самого необходимого, что на имеющиеся доходы можно приобрести. Что здесь меняет предложение Минсельхоза? В российских технических регламентах есть такое понятие, как молокосодержащая продукция. Это такая продукция, в которой «немолочными компонентами» можно заменять до 50% молочных жиров. В ход идут более дешевые жиры, прежде всего из пальмового масла. Появляются так называемые сырные продукты и «сливочное» пальмовое масло. Доля этих относительно дешевых продуктов, уже превышая, по имеющимся оценкам, 20% от общего предложения, растет, потому что уровень доходов последние годы падает. Повышение вдвое ставки НДС на эту продукцию вызовет рост цен на нее, и она может стать недоступной для своих потребителей — людей с низкими доходами, которые станут еще беднее, потому что товарное наполнение их доходов сократится. Фактически Минсельхоз повторяет рецепт Марии Антуанетты: «У них нет хлеба? Пусть едят пирожные!» Результат прямо противоположный борьбе с бедностью. Но и производителям молочных жиров может не поздоровиться — рост цен совсем необязательно привлечет новых покупателей, скорее, все произойдет с точностью до наоборот. Главная проблема молокопроизводителей — вовсе не пальмовое масло, а фальсификат как таковой. А бороться с ним ростом цен — все равно что заливать огонь бензином.Источник: www.mk.ru/economics/2018/07/09/prosh