«Я буду обнимать учителей?..»
Лекции в пижаме?
Дистанционное обучение – как в записи, так и в режиме реального времени – появилось практически сразу с появлением сети Интернет.
Именно тогда возник вопрос о целесообразности сохранения очного образования – с необходимостью физического пребывания педагогов и учащихся в одной учебной аудитории.
Однако первые опыты всё расставили на свои места, показав крайне низкую эффективность обучения онлайн – как в плане усвоения теоретического материала, так и его практического закрепления. Это ещё раз подтвердило, что человек – существо социальное, которому необходимо живое общение с себе подобными. Обучающих онлайн-курсов в Интернете сейчас превеликое множество.
Но назвать эту форму обучения альтернативой реальному очному образованию нельзя. Скорее это факультативные дополнения к основному классическому академическому учебному курсу. Не более того… Даже психологически, тяжело себя собрать и настроить на усвоение нового материала, когда ты находишься в привычной домашней обстановке, а некоторые при этом – еще и в пижаме.
«Домашка» есть, интернета нет!
Обучение в виртуальном формате – как вынужденная замена очному учебному процессу во время карантина, вызываемого сезонными заболеваниями – практикуется в нашей стране уже не один год и даже было шатко-валко «обкатано» в крупных российских городах, имеющих качественную коммуникационную инфраструктуру и высокоскоростной Интернет. Но из-за мировой пандемии коронавирусной инфекции 6 апреля текущего года дистанционное обучение началось сразу во всех российских школах. Насколько успешным оно оказалось? Оказались ли учителя, а также школьники и их родители готовыми к новому образовательному формату? Хватило ли технических средств на периферии?
– Работаю преподавателем в техникуме. Дисциплина очень сложная, специфичная, онлайн всего не разъяснить, – говорит преподаватель Оксана Леонидовна Гордеева. – К тому же, что и говорить, когда полноценно выйти с тобой на связь в лучшем случае может только половина группы. Остальные находятся на самоизоляции, разъехались по селам и деревням. Кто-то выходит в интернет через раз, есть и такие, у кого вообще доступ к этому благу цивилизации отсутствует.
«Вова учиться не будет!»
Как работает дистанционное обучение в российских школах, знает каждый родитель, имеющий детей школьного возраста. За минувшие две недели Рунет переполнили яркие и красноречивые характеристики, которые дают родители учёбе «по удалёнке».
В одном из вирусных видео на фоне чьих-то истеричных криков прямолинейная бабушка обращается к учительнице, заявляя, что ее внук Вова не будет больше делать уроки, т.к. из-за него переругалась вся семья.
Бабушка констатирует: «В телефоне Вове не видно, на компьютере не понятно, из-за Вовиных уроков в семье сложилась нервная обстановка!»
Еще более прямолинейная мама четверых детей спрашивает педагога: «А почему нельзя детей вообще на этот период в школе закрыть на карантин? Я бы с удовольствием им просто носила кушать!»
Муж жалуется на жену-педагога, что она круглосуточно проводит время у компьютера, общаясь с учениками и родителями, и совсем забыла про готовку, уборку и прочие домашние дела.
Ребенок со слезами на глазах просится в школу, говоря, что когда карантин закончится, он с радостью прибежит в класс и будет обнимать учителей!
Сдача дистанционных видео-зачетов физруку, мелькающие в кадре во время видео-уроков в нижнем белье не всегда трезвые родители – все это уже стало «бородатыми» анекдотами. Но смеяться над ними не хочется для тех, кто по себе знает, что такое «дистанционка». Нагрузка нереально увеличилась для всех – учеников и студентов, педагогов, родителей… И, к сожалению, не у всех выдерживают нервы.
"Липовые" пятерки!
Совершенно очевидно, что настоящим, качественным обучением это назвать нельзя. Непривычный к виртуальному образовательному формату региональный учитель не может доходчиво объяснить теоретический материал, не видя глаз своих учеников.
Выполняя практические задания, никем не контролируемые ученики дружно списывают ответы из пресловутых ГДЗ и гордо отправляют их учителю, который вынужден ставить «пятёрки», не имея объективной возможности проверить - реальны ли эти знания?
Тяжелее всего, конечно, старшеклассникам – тем, кому в этом году сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Последняя, четвёртая четверть для них – традиционно самая важная, насыщенная и ответственная. Какие знания они получат, обучаясь в виртуальном формате, и что продемонстрируют на выпускных экзаменах – остаётся только догадываться…
Но есть и позитивные моменты. Сколько бы мы справедливо не критиковали все недостатки дистанционного обучения, главную свою задачу оно выполнило: удалось разобщить миллионы наших детей и тем самым уберечь их от смертельно опасного вируса. Главное, чтобы все были здоровы! А недостатки онлайн-образования исправим потом!
Материал Сергея Ивлева, Ксении Пчёлкиной