Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделиться

Частники против монополистов

Частники против монополистов
Торговые сети наступают

Ко всему хорошему человек, как известно, привыкает легко и довольно быстро. Магазин рядом с домом – это, безусловно, очень удобно. Но если рядом с ним появляется универсальный магазин самообслуживания, то большинство покупателей, при условии абсолютного равенства цен, отправится именно туда - просторно, наглядно виден весь ассортимент товаров, одновременно можно купить самые разные их группы, а в чеке расшифрованы все граммы и копейки.
Однако сегодня содержание и развитие таких современных площадок розничной торговли все чаще становится возможным и доступным только крупным торговым сетям. А радость потребителей от того, что цивилизованные формы торговли наконец-то приблизилась к ним, оборачивается совсем не радостными последствиями для местного малого и среднего бизнеса, занимающегося розничной торговлей.  
В настоящее время общий объем присутствия торговых сетей в регионах ничем не ограничен. Теоретически их может быть вплоть до ста процентов от общего числа предприятий торговли. Сейчас в нашей стране торговых транснациональных и федеральных сетей уже около двадцати, и они  все больше проникают в регионы, выкупая помещения у мелких предпринимателей и открывая там свои супермаркеты. После входа в средний по размеру российский город только одной торговой сети там закрывается до трех десятков магазинов и местных компаний, сообщает Торгово-промышленная палата РФ.
Между тем тенденция вытеснения мелкого и среднего бизнеса из розничной торговли является общей не только для нашего региона или России, но и мира в целом. В развитых странах торговые сети охватили собой практически все рыночное пространство. Все прочие розничные точки (маленькие магазинчики, лавки) занимают там не более четырех процентов рынка. В Европе сетевая торговля контролирует семьдесят - семьдесят пять процентов розничного товарооборота, в России - двадцать-тридцать, не считая Москвы, где речь идет о сорока пяти процентах.
В Бузулуке пока нет немецкой сети Metro и французской сети Auchan, но у нас широко представлены федеральные сети «Магнит» и одна из сетей X5 Retail Group - «Пятерочка». Появились в нашем городе сетевые магазины алкогольной продукции, одежды, обуви, товаров для спорта. Но так как продукты приобретаются нами ежедневно, то и влияние на развитие местной розничной торговли мы тоже рассмотрим на примере продуктовых магазинов.
Адресные и телефонные справочники Бузулука за последние несколько лет не успевают обновляться. Магазина «Фея», что располагался на улице Московской, 73А, уже нет, там сейчас находится аптека. Продуктовый магазин «Светлана», работавший на улице Комсомольской, 69, как нам рассказала предприниматель Нелли Геннадьевна Плужникова, сдан в настоящий момент в аренду иногородней торговой сети «Городок». Вместо магазина «У нас», который был на улице 22 Линия, 23 В, сейчас расположилась «пивнушка».
Местные индивидуальные предприниматели не выдерживают жесткой конкуренции с крупными «акулами» розничной торговли, у которых и закупки оптовые по более привлекательным ценам, и склады со всем необходимым оборудованием, и цены отпуска продуктов привлекательнее для потребителей.
Противостоять крупным торговым сетям в ряде российских городов пытаются сети локальные. В Казани успешно работает и развивается торговая сеть «Бахетле», в Челябинске - «Молния», в Магнитогорске - «Монетка», в Екатеринбурге – «Купец».
А вот торговой сети Оренбуржья «СосеДДушка» повезло намного меньше. Открыв и в нашем городе несколько своих супермаркетов, сеть вынуждена была с некоторым временным интервалом все их закрыть, не выдержав жесткой конкуренции с мощными торговыми «китами» в кризисный период для экономики страны.
Понимая неравные условия «выживания», в которых оказался в России малый и крупный бизнес, Президент РФ поручил кабинету министров до двадцатого августа текущего года проработать вопрос о целесообразности правила, по которому у федеральных розничных сетей в совокупности должно быть не более пятидесяти процентов торговой выручки в регионе.
Сейчас по закону о торговле, если доля одной торговой сети в регионе превышает двадцать пять процентов всех реализованных ею за год товаров, она не имеет права открывать там новые торговые точки. Общий же объем присутствия торговых сетей ничем не ограничен.
Такая ситуация не удовлетворяет не только продавцов продовольственной розницы, но и мелких местных производителей продуктов. Крупные торговые сети весьма неохотно идут на сотрудничество с мелкими товаропроизводителями.  
И если не остановить увеличение доли присутствия федеральных торговых сетей в регионах, то может наступить полный монополизм, при котором местным производителям негде будет реализовывать свою продукцию.

Предприниматели обороняются

Пытаться отстоять свой бизнес хотят, конечно же, все. Но получается это только у единичного числа предпринимателей. За последний год в Бузулуке закрылось примерно десять процентов мелких магазинчиков розничной торговли продуктами. А что помогло удержаться «на плаву» остальным? Как они выживают в условиях мощного двойного натиска – со стороны экономической ситуации в стране и давления со стороны наступающих торговых сетей?
- Очень сложно, - говорит основатель семейного бизнеса, индивидуальный предприниматель Николай Александрович Шагун. - Критические ситуации были, например, это 2014 год - начало кризиса. Но мы его преодолели, благодаря тому, что у нас не только торговля, но и производство. Выживать по отдельности и розничной торговле, и мелкому (среднему) производству продуктов питания сегодня крайне тяжело. Крупные торговые сети предлагают мизерные цены за реализацию наших продуктов. У крупных сетей есть свое производство. И они фактически «съели» маленькие магазинчики.
Довольно сильным противовесом федеральным и транснациональным торговым сетям, «поглощающим» регионы, является и бузулукская торгово-производственная сеть «Группа компаний «Городской Торг», которая успешно развивает не только торговлю, но и собственное производство. Однако объединяться с бузулукским «китом» более мелкие местные предприниматели пока не собираются.
- Объединяться с сетью «Горторга» нам невыгодно, - объясняет свою позицию Николай Шагун. - У них производство мясоколбасных изделий двести тонн в месяц, а у нас - пять…  
А возможно ли каким-то образом объединить остальных бузулукских предпринимателей, тех, кто занимается мелким и средним бизнесом? Возможно, именно сейчас пришло время возрождения кооперативов, товариществ и союзов? Чтобы «не пропасть поодиночке»…  

Власть проводит мониторинги

Ситуация на розничном рынке продовольственных товаров находится в постоянном поле зрения местной власти. Управление экономического развития и торговли администрации города Бузулука является Уполномоченным органом по содействию развитию конкуренции. Есть у нас в городе и Общественный совет по инвестиционному климату и развитию малого и среднего бизнеса, являющийся коллегиальным органом для рассмотрения вопросов содействия развитию конкуренции.
Однако пока «угроза» наступления внешних торговых сетей на наш город, видимо, не является катастрофической, и, очевидно, поэтому никаких действий по объединению малого бизнеса никем не предпринимается. В настоящее время главная функция обоих органов содействия развитию конкуренции сводится в основном к изучению ситуации.  
Согласно открытым данным, представленным на сайте администрации Бузулука, в ходе последнего мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Бузулука, было выявлено, что тридцать девять с половиной процентов респондентов считают количество организаций розничной торговли у нас в городе избыточным. А работа по развитию конкуренции в Бузулуке, в первую очередь, должна быть направлена на контроль над ростом цен (семьдесят шесть процентов респондентов), на обеспечение качества продукции (шестьдесят пять процентов) и обеспечение того, чтобы одна компания не начинала полностью диктовать условия на рынке (семнадцать процентов).
К барьерам, которые мешают предпринимательской деятельности, бузулучане относят высокие налоги (около тридцати шести процентов), нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность (двадцать семь процентов). А около трех процентов респондентов считают, что органы власти ограничивают инициативы по организации совместной деятельности малых предприятий (например, в части создания совместных предприятий, кооперативов и др.).
Между тем, по сравнению с данными на первое января 2016 года, численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в Бузулуке к концу этого года уменьшилась на семьсот сорок шесть человек, вследствие оптимизации численности работников малых предприятий и сокращения числа индивидуальных предпринимателей.
Оборот предприятий  малого  предпринимательства  за отчетный период по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года также уменьшился.  
Рынок розничной торговли в перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в нашем городе включен. Но находится в нем на восьмом месте.

Вера ДАРМОДЕХИНА

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами